Учебно-методический сайт учителя химии
 МБОУ "Лицей №44" г.Чебоксары 
Александровой Екатерины Ивановны

Мое меню
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Викторина "История химии в именах"
«ИСТОРИЯ ХИМИИ В ИМЕНАХ»
(ВИКТОРИНА)
Составитель: учитель химии Александрова Е.И. г.Чебоксары, Лицей 44.
 
1. Автор четырёхтомной мо­нографии «История химии» (1843­ - 1847 гг.), классического труда, просле­живающего эволюцию химических знаний с древности до середины XIX в. Он выделял пять этапов развития химии: эпоха накопления эмпириче­ских знаний без попыток их теоретического объяснения (с древнейших времён до IV в. н. э.); алхимический период (IV - начало XVI в.); период ятрохимии, т. е. «химии врачевания» (вторая четверть ХVI - середина XVII в.); период создания и господства первой химической теории - теории флогистона (середина XVII - третья четверть XVIII в.); период количест­венных исследований (последняя чет­верть XVIII - 40-е гг. XIX в.). (Герман Копп)
 
2. Сочинение этого древнеримского ученого составили 36 книг. В них автор раскрывает картину миро­здания. Заключительная «серия» из шести книг содержит исчерпывающие по тем временам данные о неорганической природе, о происхождении в зем­ных недрах минералов и металлов. Оказывается, уже тогда люди имели представления о сере, кварце, киновари, гипсе, меле, алебастре. Были зна­комы со свойствами золота, серебра, меди, ртути, железа, олова. Использовали такие вещества, как купорос, свинцовые белила и некоторые дру­гие соединения. Этот древнеримский ученый описал различные химические процессы и операции. Он первым взял на себя труд собрать и обобщить всё то, что знали его современники, и что в будущем стало предметом хими­ческих исследований. (Плиний Старший)
 
3. Эти ученые посвящали свои исследования поиску пути превращения неблагородных металлов в золото. (Алхимики)
 
4. Этот арабский естествоиспытатель получил широкую извест­ность благодаря сочинениям «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Он рас­сматривал любой металл как сово­купность трёх «основных элемен­тов» - ртути, серы и соли. Затем на протяжении веков многие алхимики Европы активно развивали эту идею. Кроме того, впервые в истории химии этот арабский алхимик разработал классификацию всех известных ему веществ. Они были разделены на три класса: землистые (минеральные), растительные и животные. Классы, в свою очередь, делились на группы. Например, минеральные вещества распределялись по шести группам, куда входили различные минералы, металлы и их сплавы, соли. (Ар-Рази)
 
5. Уроженец Швейцарии, медицину изучал в Ита­лии. Решив заняться самообразованием, отправился в длительное путешествие. Объездил всю Европу, побывал в Египте. По неко­торым сведениям, посетил Моско­вию (Россию). Пренебрежительно отозвался о сочинениях великих эскулапов ­древнеримского врача Галена и Ави­ценны. Он видел ос­новную цель химии в приготовле­нии лекарств. На сей счет, учёный развивал оригинальную теорию, имевшую, однако, алхимический «привкус». Согласно ей, три основ­ных алхимических начала - ртуть, сера и соль - содержатся и в жи­вых организмах. Если их равновесие нарушается, приходят болезни, ко­торые можно лечить, составляя со­ответствующие снадобья. Считая важнейшим свойством металлов ковкость, он подразделял их на «истинные метал­лы» и «полуметаллы». Такая града­ция сохранялась долго. В своих ра­ботах он приводил сведения о многих веществах и различных хи­мических операциях. Считается, что он был первым, кто достаточно оп­ределённо описал свойства цинка. (Парацельс)
 
6. Старейшая из химических наук? (Неорганика. Еще в 18 веке существовала под именем минеральной химии).
 
7. В 1620 году этот голландский ученый впервые ввел термин «газ» и при сжигании древесного угля обнаружил выделение «лесного духа» (будущего углекислого газа). (Ян ван Гельмонт)
 
8. В 1669 году этим немецким алхимиком был выделен (открыт) фосфор. Это было первое датированное открытие неметалла. (Хенниг Бранд)
 
9. В 1735 году этим шведским химиком был открыт кобальт. Это было первое датированное открытие металла. (Георг Брандт)
 
10. Вначале этот ученый химик и физик получил домашнее образо­вание. Затем, когда мальчику исполни­лось 12 лет, отец послал его учиться в Европу. В Швейцарии, Италии, Фран­ции мальчик изучал философию, юрис­пруенцию, математику. Он вернулся на родину в 1646 г. В одном из имений, доставшихся в наследство от отца, он и приступил к первым опытам. Первые успехи учёного были связа­ны с физикой. Он сконструировал воздушный насос, с помощью которого определял упругость воздуха. В результате в 1662 г. он сформулировал свой знаменитый закон об обратной пропорциональности объема и давле­ния воздуха: чем большее давление испытывает газ (воздух), тем меньше пространства он занимает. Этому ученому приписывается заслуга вве­дения в химию понятия «анализ». Цель анализа - най­ти способы разделения тел, дабы опре­делить их составные части. Чтобы установить состав веществ, учёный применял качественные реакции, например, впервые использовал индика­торы для определения кислот и щелочей. Учё­ный разработал новый метод получе­ния фосфора, получил фосфин и фос­форную кислоту. (Роберт Бойль)
 
11. В соответствии с теорией флогистона, все вещества, способные гореть или изменяться при прокаливании, содержат невесомый флюид – флогистон. Таким образом, в процессе горения или обжига вещества теряют, отдают флогистон. Эта теория давала возможность с единой точки зрения объяснить механизмы протекания химических процессов. Кто является автором ошибочной теории флогистона? (Немецкий химик и врач Георг Эрнст Шталь)
 
12. Выходец из знатной аристокра­тической семьи, он никогда не испытывал недостатка в средствах. Так и не окончив Кембриджский университет, он в 1753 г. поселился в лондонском доме отца. Здесь устроил лабораторию и до конца жизни проводил в ней исследования. Он дал описание своеобразных свойств водорода как индивидуального вещества.
Независимо от Даниеля Резерфорда этот ученый в 1772 г. выделил «мефитический воздух» (азот), но не удосужился вовремя предать свой результат гласности.
Провёл детальное исследование свойств этого газа. Весо­мый вклад он внёс и в изучение «огнен­ного воздуха» (кислорода). В 1785 г. учёный в атмосфере обнаружил газ, на который не действовал ни электрический разряд, ни химические реагенты.
Спустя сто лет этот газ назвали аргоном. Прославленный химик был и выдающимся физиком. В 1771 г. учёный пришёл к выводу: сила элект­рического взаимодействия обратно пропорциональна квадрату расстоя­ния между зарядами. Спустя 14 лет Шарль Огюстен Кулон сделал аналогич­ное заключение, и этот закон носит его имя.
Этот ученый экспериментально под­твердил закон всемирного тяготения и вычислил гравитационную постоян­ную. Он впервые рассчитал среднюю плотность Земли - 5,18 г/см3 (совре­менное значение - 5,5 г/см3).
В 1871 г. в Кембриджском университете была организована физическая лаборато­рия, которая носит имя учёного. (Генри Кавендиш)
 
13. Какой русский химик был энтомологом и занимался пчеловодством? (А.М.Бутлеров).
 
14. Выстроенная в Пе­тербурге по его плану физико-химическая лаборато­рия открылась 12 октября 1748 г. Он предложил форму­лировку «всеобщего естественного закона» сохранения вещества и си­лы (движения). Он разработал так называемую корпус­кулярную теорию строения мате­рии, полагая, что все вещества состо­ят из «корпускул» (молекул), которые, в свою очередь, представляют разно­образные сочетания «элементов» (атомов). Фактически, эта идея оказалась прообразом класси­ческого атомно-молекулярного уче­ния, окончательно утвердившегося лишь полтора столетия спустя. Он разработал рецепты и технологию приготовления цветных стёкол, которые использовал для своих мозаичных картин; одним из первых высказал гипотезу об органическом происхождении нефти и ка­менного угля. По инициативе этого ученого в 1755 г. был создан Московский универси­тет. После смерти в пятьдесят четыре года имя этого химика почти исчезло. Только в самом начале ХХ в. рукописные труды учё­ного были извлечены из архивов и опубликованы. (Михаил Васильевич Ломоносов)
 
15. Он был уроженцем Германии, однако всё его научное творчество связано исключительно с Россией. В 1785 г. он наблюдал поглощение веществ из растворов уг­лём, т. е. фактически открыл явление адсорбции. Это - первое фундамен­тальное открытие в отечественной химии. Этот ученый получил кристалличе­скую уксусную кислоту и некоторые хлоруксусные кислоты. Изучая явле­ния кристаллизации, ввёл понятия «переохлаждение» и «перенасыще­ние»; применил микроскопический анализ при исследовании кристал­лов. Одним из первых он занялся химией сахаров. Открыл новые химические элементы: стронций (независимо от шотландцев А. Кро­уфорда и У. Круйкшенка) и хром (не­зависимо от француза Л. Воклена). (Товий Егоро­вич (Иоганн Тобиас) Ловиц)
 
16. Именно он обнаружил в 1811 г. ка­талитическое действие серной кисло­ты в реакции превращения крахма­ла в виноградный сахар, т. е. одним из первых наблюдал явление катали­за. Этот процесс сразу же был при­менён на практике. (Константин Сигизмундович Кирхгоф)
 
17. Французский общественно-­политический деятель и предприни­матель. Изложил кислородную тео­рию горения. Вместе с Жаном Менье он в 1783 г. термически раз­ложил воду. Этот ученый заложил основы анали­за органических соединений. Вместе с соотечественниками Луи Гитоном де Морво, Антуаном Фуркруа и Клодом Бертолле в 1786 -1787 гг. он разработал принципы новой номенклатуры хи­мических соединений, которая ста­ла общедоступным «химическим языком». (Антуан Лоран Лавуазье)
 
18. Сформулировал основные принципы химической атомистики. Во-первых, он принял, что атомы одного и того же вещества тождест­венны; во-вторых, показал, что раз­ные атомы способны соединяться между собой в различных соотноше­ниях; в-третьих, подчеркнул абсолютную неделимость «простых» атомов, а молекулы назвал «сложными атомами». В 1803-1804 гг. ввёл фундаментальное понятие атомного веса. (Джон Дальтон)
 
19. В тридцать лет его избрали президентом Шведской академии наук. Шведский ис­следователь разработал стройную систему атомных весов, с большой точностью определил значения мно­гих из них. Он создал международный химический язык: ввёл буквенные обозначения ла­тинских названий элементов. Пред­ложенные им символы почти без изменений сохранились до нашего времени. Четыре химических элемента он открыл сам: церий, селен, кремний и торий. Он был непревзойденным знатоком минералов и разработал их ориги­нальную классификацию. Особую славу принесла ученому электрохимическая (дуалистическая) теория: каждое химическое соединение состоит из двух частей - положительно и отрицательно заряженной. Хотя при жиз­ни учёного эта идея подвергалась критике, в начале ХХ в. ей предсто­яло возродиться в новой ипоста­си - в виде электронных теорий хи­мической связи. Он обогатил химическую науку многими терминами и понятиями: «катализ", «катализатор», «изоме­рия», «аллотропия»; впервые упо­требил название «органическая хи­мия». Ученый был избран иностран­ным членом многих академий и на­учных обществ; с 1820 г. он являл­ся почётным членом Петербургской академии наук. (Йенс Якоб Берцелиус)
 
20. Этот немецкий химик опроверг версию Берцелиуса, который считал, что искусственно могут быть получены только неорганические вещества. Он в 1828 году впервые искусственно получил природное органическое вещество мочевину из неорганической соли – цианата аммония. Впервые получил алюминий нагреванием хлорида алюминия с калием. Аналогичным способом получил бериллий и иттрий. Открыл метод получения фосфора, кремния в свободном состоянии и его соединений. Осуществил получение карбида кальция и ацетилена. (Фридрих Велер)
 
21. Он дважды занимал высокие госу­дарственные посты: возглавлял Министерство народного образования и изящных искусств, был министром иностранных дел Французской рес­публики. Ему принад­лежат исследования по физике и биологии. Сотни его статей посвя­щены гуманитарным наукам: фило­софии, археологии, истории, педа­гогике ... Учёный стал одним из величай­ших «мастеров» органического син­теза, сформулировал его основные принципы. Он впервые получил этиловый спирт гидратацией этиле­на в присутствии серной кислоты, муравьиную кислоту из оксида углерода и воды. Он осуществил прямой синтез ацетилена при тем­пературе электрической дуги меж­ду угольными электродами в атмосфере водорода. Ацетилен он использовал как исходный продукт при синтезе ряда ароматических углеводородов. Он ввёл понятия об эндотермических и экзотермиче­ских реакциях. (Пьер Бертло)
 
22. Уже в 9 лет получил кличку «Великий химик». Учился у крупнейших ученых Н.Н.Зинина, К.К.Клауса. Увлекался биологией, написал диссертацию «Днев­ные бабочки Волго-Уральской фауны». В 1849 году окончил университет и был удостоен степени кандидата. В 23 года читал лекции в Казанском университете, а в 25 лет написал 3-ю диссертацию по химии. Создал теорию строения органических веществ. Синтезировал ряд органических соединений (уротропин, полимер формальдегида и другие). Поборник высшего образования для женщин. (Александр Михайлович Бутлеров)
 
23. Назовите первого президента Русского химического общества. ( Николай Николаевич Зинин.)
 
24. Кем была основана Первая Московская школа химиков? (Первую московскую школу химиков основал В.В. Марковников после того, как он занял кафедру химии (1873) в Московском университете.)
 
25. Этот великий химик родился в Тобольске в 1834 году. В 1850 году поступил в Главный педагогический институт Санкт-Петербурга на физико-математический факультет. Свою трудовую деятельность начал в Симферополе, затем в Одессе, в Петербурге. В 1860 году принял участие в работе Первого Химического конгресса в Карлсруэ (Германия). Его докторская диссертация называлась: «О соединении спирта с водой». В 1869 году появилась его первая печатная работа о периодическом законе. Его книга «Основы химии», где были сведения о веществах, которые можно испытывать как компоненты топлива или использовать в качестве материалов для создания ракет, стала настольной книгой К.Э.Циолковского. Ученый много сделал для развития воздухоплавания в России. Даже 7 августа 1887 года самостоятельно совершил полет на военном аэростате во время солнечного затмения. Его имя носит ВНИИ метрологии. (Дмитрий Иванович Менделеев)
 
Литература:
1. Авдеев Я.Г., Савиткин Н.И., Толкачева Т.К. «К.Э.Циолковский и Д.И. Менделеев».// Химия в школе. 2007. – №5.
2. Гусева Г.Д. «Великие химики и их открытия».//Читаем, учимся, играем. 2006. – №1.
3. Злотников Э.Г. Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклас. работа по химии – М.: Просвещение, 1992.
4. Курганский С.М. «О жизни и деятельности Д.И.Менделеева».//Химия в школе. 2007. – №2.
5. Соловьев Ю.И. История химии: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
6. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред. В. Володин ; вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2005.
Категория: Мои статьи | Добавил: gggg (17.03.2010)
Просмотров: 2895 | Рейтинг: 1.0/1
Наш опрос
Сайт для вас - это...
Всего ответов: 231
Поиск

Copyright MyCorp © 2024