Учебно-методический сайт учителя химии
 МБОУ "Лицей №44" г.Чебоксары 
Александровой Екатерины Ивановны

Мое меню
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Методика работы по предмету учителя химии МОУ "Лицей № 44 г. Чебоксары" Александровой Е.И. - автора сайта.
Методика работы по предмету учителя химии Александровой Е.И.
 
Мной разработана методика работы с учащимися лицея по предмету химия.
Она основывается на 3-х характеристиках детей-лицеистов:
высокая креативность (способность к творчеству),
высокая мотивация (вовлеченность в задачу),
уровень способностей (в том числе, интеллектуальных), по крайней мере, выше среднего.
Именно на эти характеристики делается акцент в моей методике.
Методика решает необходимые в курсе химии учебно-воспитательные задачи: усвоение основных понятий химии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей.
Для высокого уровня результата по решению задач необходимо заинтересовать учащихся. Это достигается несколькими способами:
1) исторический материал;
2) биографические справки о великих ученых
3) объяснения загадок природы
4) химический эксперимент (школьный и домашний)
5) рассказы о Вселенной
6) валеологический материал
7) доступное и наглядное изложение химического материала
8) решение посильных задач для создания ситуации успеха
9) интеграция предметов
10) введение национально-регионального компонента.
 
Все это готовит учащихся к взрослой жизни и формирует их научное мировоззрение. Методика работы включает в себя:
Различные виды работы на уроке химии.
Включает различные способы проверки знаний и подачи нового материала на уроках химии:
 Урок – деловая игра. Проводится как урок для повторения, углубления и расширения знаний по теме. Деловая игра формирует у учащихся умение организовывать свой учебный труд, пользоваться учебником и дополнительной литературой, развивает коммуникативные качества.
9 класс: «Химическое производство»
10 класс: «Нефтехимическая промышленность»
11 класс: «Роль химии в жизни общества»
Урок – интеллектуальная игра. Проводится как урок повторения и обобщения знаний. Игра помогает учащимся в наивысшей степени развить умение оперировать имеющимися знаниями, сопоставлять их и находить главное. 8 класс: «Основные классы неорганических соединений» «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
9 класс: «Теория электролитической диссоциации» «Неметаллы VI, V, IV подгрупп» «Металлы I – III групп»
10 класс: «Бескислородные классы органических веществ» «Кислородсодержащие классы органических веществ»
11 класс: «Азотсодержащие органические соединения» «Обобщение знаний по курсу органическая химия» «Полимеры» Общественный смотр знаний по темам. Проводится как итоговый урок после изучения большой темы, раздела. Предусматривает свободное оперирование знаниями, умениями, навыками, полученными на уроках и во внеурочное время.
Контроль достигается работой как индивидуальной, так и групповой. В последнее время уделяется большое внимание групповой работе, чем достигаются более высокие результате в изучении химии.
8 класс: «Первоначальные химические понятия» «Кислород. Оксиды. Горение» «Водород. Кислоты. Соли» «Вода. Растворы. Основания» «Периодический закон Д.И.Менделеева» «Химическая связь»
9 класс: «Реакции ионного обмена» «Окислительно-восстановительные реакции» «Химическое равновесие» «Металлургия»
10 класс: «Предельные углеводороды» «Непредельные углеводороды» «Ароматические углеводороды» «Спирты и фенолы» «Альдегиды и карбоновые кислоты» «Сложные эфиры, жиры» «Углеводы»
11 класс: «Амины. Аминокислоты. Белки. Нуклеиновые кислоты» «Неметаллы» «Металлы» Тестирование.
Промежуточная проверка знаний по темам.
Тестирование не заменяет контрольные работы, скорее учит отнестись к последним серьезнее. Тестирование помогает выявить пробелы в знаниях учащихся по более узким вопросам. Тесты вводятся в конце 8 класса, после изучения основных классов неорганических соединений, в 9 и 10-х класса используются широко после изучения каждого раздела, в 11-м классе используются тесты ЕГЭ.
8 класс:
1) «Оксиды. Кислоты. Соли. Основания»,
2) « Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»,
3)« Виды химической связи»,
4) «Галогены»
9 класс:
1) «Подгруппа кислорода»,
2) «Азот и его соединения»,
3) «Фосфор и его соединения»,
4)«Углерод и его соединения»,
5) «Кремний и его соединения»,
6) «Металлы главных подгрупп I-III групп периодической системы Д.И.Менделеева»,
7) «Железо и его соединения»
10 класс:
1) « Генетическая связь между углеводородами и спиртами»,
2) «Обобщение знаний о кислородсодержащих органических соединениях»
11 класс:
1) «Генетическая связь органических соединений»,
2) «Классификация химических реакций»,
3) «Водородные соединения неметаллов»,
4) «Кислородсодержащие кислоты»,
5) «Металлы главных подгрупп Периодической системы»,
6) «Металлы побочных подгрупп ПС»,
7) «Свойства оксидов и гидроксидов железа, меди, хрома»
Контрольная работа. Стандартная проверка знаний после раздела. Результаты контрольных работ фиксируются, проводится их мониторинг.
8 класс:
КР №1 «Первоначальные химические понятия»
КР №2 «Кислород. Оксиды. Горение. Водород. Кислоты. Соли»
КР №3 «Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений» КР №4 «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома»
9 класс:
КР №1 «Теория электролитической диссоциации»
КР №2 «Подгруппа кислорода. Основные закономерности хим.реакций. Производство серной кислоты»
КР №3 «Подгруппа азота»
КР № 4 «Соединения металлов I – III группы Периодической системы»
10 класс:
КР №1 «Предельные и непредельные углеводороды»
КР №2 «Кислородсодержащие органические соединения»
КР №3 итоговая «Взаимосвязь между классами органических соединений»
11 класс:
КР №1 «Основы общей химии»
КР №2 «Металлы и неметаллы»
Урок – лекция. Нестандартная подача нового материала. Проводится с целью подачи более углубленного материала за более короткое время. Полученный учебный материал впоследствии закрепляется на практических занятиях.
8 класс:
1) «Периодическая система химических элементов. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы»
2) «Галогены»
9 класс:
1) «Гидролиз»
2) «Сера. Соединения серы»
3) «Азот. Соединения азота»
4) «Подгруппа углерода»
5) «Щелочные и щелочноземельные металлы. Жесткость воды»
10 класс:
1) «Основные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. Изомерия. Значение теории химического строения. Электронная природа хим.связей в органических соединениях»
2) «Предельные Углеводороды»
3) «Ацетилен. Гомологический ряд ацетилена. Строение, свойства, получение и применение ацетилена»
4) «Карбоновые кислоты. Строение, свойства, получение, применение»
5) «Углеводы»
6) «Синтетические моющие средства»
11 класс:
1) «Строение электронных оболочек атомов. Положение в ПС лантаноидов, актиноидов, водорода, искусственно полученных элементов. Значение ПЗ»
2) «Дисперсные системы»
3) «Классификация химических реакций»
4) «Неметаллы»
5) «Металлы»
Урок – дебаты. Нестандартная подача нового материала. Такой тип урока развивает у учащихся коммуникативные качества, умения слушать, анализировать, делать выводы. Учит самостоятельно искать новый учебный материал, и цивилизовано раскрывать его суть, доказывая разные точки зрения. На урок учащиеся готовятся за неделю, узнав тему, они готовят обстоятельства «за» и «против». На уроке команда утверждающих и опровергающих высказывают свои точки зрения.
8 класс: «Химия как наука нуждалась в создании Периодической системы»
9 класс: «Коррозия – необходимый процесс»
10 класс: «Органический мир разнообразен»
«Органические вещества в жизни человека незаменимы»
11 класс: «Химия в жизни общества играет большую роль»
Практические, лабораторные работы и демонстрации на уроках.
 Выполнением данной работы на уроках решаются следующие задачи: наглядность в изучении нового материала, закрепление полученного материала, проверка знаний учащихся, интеграция информации.
8 класс:
· Демонстрация химической посуды, приборов.
· ЛО: рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.
· Демонстрация однородных и неоднородных смесей, способа разделения смесей.
· Демонстрации химических и физических явлений.
· ЛО: примеры физических и химических явлений.
· ПР №1 « Приемы обращения с лабораторным штативом и спиртовкой. Изучение строения пламени».
· ПР №2 «Очистка поваренной соли».
· Демонстрация соединения железа с серой.
· ЛО: ознакомление с образцами простых и сложных веществ.
· Демонстрация: разложение гидроксида меди, горение серы в кислороде.
· ЛО: замещение меди в растворе хлорида железа (11).
· Демонстрация: сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа. Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
· ПР №3 «Получение и свойства кислорода в лаборатории».
· Демонстрации: плакат «Количественное определение кислорода в воздухе и почве»; опыты, объясняющие условия горения. Ознакомление с различными видами топлива (коллекция «Топливо»).
· Демонстрации: ознакомление с физическими свойствами водорода; горение водорода в кислороде и воздухе; взаимодействие водорода с оксидом меди (11).
 · ЛО: получение водорода; взаимодействие раствора кислоты с цинком; обнаружение водорода и соли.
· ЛО: действие растворов кислот на индикатор; взаимодействие кислот с Ме (железом, медью, цинком); взаимодействие кислот с оксидами.
· ПР № 4 «Химические свойства солей. Получение солей. Реакция обмена между оксидом меди (11) и серной кислотой». · Демонстрации: взаимодействие воды с Ме; взаимодействие воды с оксидами кальция и фосфора. Определение полученных растворов индикаторами. ·
 ПР № 5 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества».
· Демонстрации: реакция нейтрализации; взаимодействие оксида углерода (1V) с раствором гидроксида кальция и твердым гидроксидом натрия.
· ЛО: взаимодействие щелочей с кислотами, нерастворимых оснований с кислотами, разложение гидроксида меди (11) при нагревании.
· Демонстрация плакатов «Генетическая связь неорганических соединений». · ЛО: взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
· Демонстрации: взаимодействие натрия с водой; показ образцом щелочных металлов и галогенов.
· Демонстрации: модели пространственных решеток графита, твердого оксида углерода (1V).
 · ЛО: распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода.
· ПР №7 « Получение соляной кислоты и опыты с ней».
· ПР № 8 «Решение экспериментальных задач по теме «Галогены».
9 класс:
· Демонстрации: испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.
· Демонстрации: сравнение электрической проводимости концентрированных и разбавленных растворов уксусной кислоты; движение ионов в электрическом поле.
· ЛО: 1)реакция обмена между растворами электролитов;
2) качественная реакция на хлорид-ион.
· Демонстрации: определение реакции среды в растворах разных солей.
· ПР №1 «Решение экспериментальных задач по теме: «ТЭД».
· Демонстрации: взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом.
· ЛО: ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
· ЛО: распознавание сульфат-иона в растворе.
· ПР №2 «Решение экспериментальных задач по главе «Подгруппа кислорода».
· Демонстрации: опыты, выясняющие зависимость скорости хим. реакции от природы реагирующих веществ, от площади соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.
· ЛО: изучение влияния условий на скорость хим. реакции.
· Демонстрации: 1) растворение аммиака в воде;
2) получение хлорида аммония.
· ПР №3 «Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака».
· Демонстрации: свойства азотной кислоты (взаимодействие с медью).
· ЛО: взаимодействие солей аммония со щелочами.
· Демонстрации: качественная реакция на нитраты (сухие и растворы)
· ЛР: ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
· ПР №4 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота».
· Демонстрации: 1) поглощение углем растворенных веществ и газов; 2) восстановление меди и оксида меди (11) углем. · Демонстрации: 1) получение оксида углерода (1V) и взаимодействие его с водой, растворами щелочей; 2) изучение устройства и принципа действия огнетушителя на модели.
· ЛО: 1) ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов; 2) качественная реакция на карбонат – ион; 3) ознакомление с образцами природных силикатов.
· Демонстрации: 1) виды стекла; 2) затвердевание цемента при смешивании с водой.
· ЛО: ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»).
· ПР №5 «Получение оксида углерода (1V) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов».
· Демонстрации: образцы металлов, модели кристаллических решеток металлов; взаимодействие металлов с неметаллами и водой.
 · ЛО: рассмотрение образцов металлов.
· Демонстрации: опыты по коррозии металлов и защите их от коррозии.
· ЛО: ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия.
· Демонстрации: 1) взаимодействие кальция с водой; 2) взаимодействие оксида кальция с водой; 3) качественные реакции на ионы кальция и бария.
· Демонстрации: 1) взаимодействие алюминия с кислородом, водой, кислотами, солями; 2) механическая прочность оксидной пленки алюминия.
· ЛО: ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.
· ПР №6 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
· Демонстрации: 1) горение железа в кислороде; 2) получение гидроксидов железа (11 и 111).
· ЛО: ознакомление с образцами чугуна и стали.
· ПР № 7 «Железо и его соединения».
· ПР №8 «Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
10 класс:
· Демонстрации: 1) модели молекул метана и других углеводородов; 2)отношение предельных углеводородов к растворам перманганата калия, щелочей, кислот.
· ПР №1 «Качественное определение углерода, водорода, хлора в органических веществах».
· Демонстрации: горение этилена, взаимодействие этилена с бромной водой, раствором перманганата калия; образцы изделий из полиэтилена.
· ПР №2 «Получение этилена и опыты с ним». Демонстрации: отношение каучука и резины к органическим растворителям.
· Демонстрации: 1) бензол как растворитель; 2) отношение бензола к бромной воде, раствору перманганата калия.
· Демонстрации: плакат «Перегонка нефти». · ЛО: ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки.
· Демонстрации: 1) сравнение спиртов в гомологическом ряду (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием); 2) взаимодействие спирта с бромоводородом.
· Демонстрации: взаимодействие глицерина с натрием.
· ЛО: растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (11).
· Демонстрации: 1) растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании; 2) вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.
· ЛО: взаимодействие фенола с бромной водой и раствором щелочи.
· ПР №3 «Синтез бромэтана из спирта».
· ЛО: 1) окисление муравьиного и уксусного альдегида оксидом серебра и гидроксидом меди (11); 2) окисление спирта в альдегид.
· Демонстрации: 1) взаимодействие стеариновой и олеиновой кислот со щелочью; 2) отношение олеиновой кислоты к бромной воде и раствору перманганата калия.
· ПР №4 «Получение и свойства карбоновых кислот».
· ПР №5 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ».
· Демонстрация: получение изобутилового эфира уксусной кислоты.
· ЛО: растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.
· ЛО: сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств.
· ПР № 6 «Синтез этилового эфира уксусной кислоты».
· Демонстрации: взаимодействие глюкозы с оксидом серебра.
· ЛО: взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (11).
· Демонстрации: гидролиз сахарозы. · ЛО: взаимодействие сахарозы с гидроксидами металлов.
· ЛО: 1) взаимодействие крахмала с йодом, гидролиз крахмала; 2) ознакомление с образцами природных и искусственных волокон (коллекция «волокна»).
· ПР №7 «Решение экспериментальных задач по получению и распознаванию органических веществ».
11 класс:
· Демонстрации: взаимодействие анилина с соляной кислотой и бромной водой.
· Демонстрация: доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот.
· Демонстрации: растворение и осаждение белков; денатурация белков; цветные реакции на белок.
· Демонстрации: образцы пластмасс, проверка их на электропроводимость, сравнение свойств термопластичности и термореактивности полимеров, их отношение к растворам кислот, щелочей, окислителей.
· ЛО: 1) изучение свойств полиэтилена (термопластичность, горючесть) 2) обнаружение хлора в поливинилхлориде. · Демонстрации: образцы синтетических волокон.
· ЛО: изучение свойств капрона.
· Демонстрации: образцы синтетических каучуков, действие бромной воды на каучуки.
· ПР №1 «Распознание пластмасс и химических волокон».
· ПР №2 «Решение экспериментальных задач по пройденному курсу: исследование свойств органических веществ, доказательство генетических связей».
· Демонстрации: модели кристаллических решеток.
· Демонстрации: эмульсии, суспензии, коллоидные растворы.
· Демонстрации: экзо- и эндотермические реакции.
· Демонстрации: влияние на скорость хим.реакции концентрации, поверхности их соприкосновения, температуры, катализатора.
· Демонстрации: влияние температуры на смещение хим.равновесия при окислении оксида азота (11) в оксид азота (1V) кислородом; каталитическое разложение пероксида водорода в присутствии ионов меди или каталазы.
· Демонстрации: 1) образцы НеМе; 2) модели кристаллических решеток; 3) вытеснение брома и йода из растворов их солей хлором.
· Демонстрации: получение аммиака и хлороводорода. Растворение их в воде. Доказательства кислотно-основных свойств этих веществ.
· Демонстрации: сжигание угля и серы в кислороде, определение химических свойств продуктов сгорания.
· Демонстрации: взаимодействие концентрированной серной, концентрированной и разбавленной азотной кислот с медью.
· ЛО: 1) доказать что выданный оксид кислотный; 2) определить в пробирках выделенные растворы аммиака, хлороводорода, воды.
· Демонстрации: 1) образцы Ме, их оксидов, солей; 2) взаимодействие порошкообразного цинка с водно-спиртовым раствором йода.
· Демонстрации: 1) образцы Ме, их оксидов, солей; 2) взаимодействие Ме с кислородом, хлором, кислотами, солями.
· Демонстрации: образцы сплавов и изделий из них. · ПР №1 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
· ПР №2 «Решение экспериментальных задач по неорганической химии».
 
Знакомство с печатными изданиями журнала «Химия и жизнь». Урок проводится с целью активизации знаний в практической жизни для учащихся старших классов. Для этого готовится раздаточный материал: журналы «Химия в школе» и «Химия и жизнь» за последние 10 лет. Ученику предлагается изучить заинтересовавшую его статью и предложить свои методы решения проблемы или предложить пути выхода из затруднительной ситуации.
 
II) Самостоятельная работа учащихся вне урока.
  Включает различные формы работы учащихся после уроков. Рефераты, доклады. Используются как дополнительная работа учащихся к подготовке к уроку. Тематика и обязательные пункты содержания даются перед уроком, перед изучением новой темы.
 
Проективная деятельность по выбранной проблеме. В данном виде работы принимает участие весь класс. В начале учебного года учащимся предлагается план курса. Каждый ученик выбирает заинтересовавшую его тему и разрабатывает проблемный вопрос по ней. В конце года, перед выставлением итоговых оценок, ученик предлагает в напечатанном виде развернутый план решения поставленного вопроса.
 
Исследовательская деятельность по выбранной теме. Данный вид работы учащихся предусматривает домашний эксперимент, который предлагается проделать самостоятельно с использованием хозяйственных реактивов по предложенному плану.
 
Решение нестандартных ситуаций, проблемных вопросов. Здесь учащимся необходимо ответить на поставленные вопросы после изучения темы, опираясь либо на свой жизненный опыт, либо на дополнительные источники знаний.
 
5. Решение задач повышенной трудности. Предусматривает решение задач по план-схеме решения. В библиотеке учащиеся берут задачники: «Решение олимпиадных задач», «Решение задач повышенной трудности», «Решение задач с помощью уравнений и неравенств», «Задачник для поступающих в Вузы».
 
Создание паспорта моющего средства. Это творческая работа учащихся с составом понравившегося ему моющего средства. Ученик, используя дополнительную литературу, описывает состав средства, дает характеристику.
 
Выпуск стенгазет по актуальным вопросам химии. В преддверии 9 мая выпуск газет « Углеводороды в военном деле», «Вклад химиков в Великую победу», санбюллетени.
 
III) Внеурочная деятельность учителя с одаренными учащимися. Включает мою внеурочную работу с одаренными детьми с целью повышения качества их знаний, умений, навыков.
Группы олимпийского резерва. Работа с учащимися по подготовке их к олимпиадам города, республики. Группа олимпийского резерва по химии активно функционирует в июне месяце. Одаренные дети посещают практические занятия, ориентированные на подготовку к олимпиаде. Здесь рассматриваются задания городских и республиканских олимпиад предыдущих лет, предлагаются разновариантные решения задач и экспериментов. Также работа с олимпийцами проводится в течении всего учебного года.
 
 Факультативы. Работа по углублению знаний учащихся. Данный вид деятельности проводится после учебных занятий. Факультативы посещают учащиеся, которые в перспективе будут заниматься химией. На факультативе разбирается более углубленно теория химии и примеры вступительных билетов в Вузы России.
 
Творческие группы. Работа проводится с целью активизации знаний в практической жизни. Здесь осуществляется работа по подготовке учащихся к научно-практическим конференциям школы, города. Проводятся консультирование учащихся по решению проблемных вопросов и защите проектов.
 
Экскурсии на предприятия: 9 класс – после изучения темы: «Железо. Производство чугуна и стали» экскурсия на ОАО «ЧАЗ» в сталелитейный цех, кузнечно-штамповочный цех.10 класс – после изучения темы: «Каучук» экскурсия на завод им. В.И.Чапаева. После проведения экскурсии учащиеся пишут отчет об экскурсии, в котором описываются стадии производства и высказывают предложения по увеличению производства, улучшению условий труда и увеличению качества продукции.
 
Систематическая работа с вновь издаваемой научной и методической литературой для учебной и научной работы с учащимися. Я выписываю журнал «Химия в школе», провожу анализ методической литературы, посещаю библиотеки школы и города, работаю над проблемой психологии и интеграции уроков химии.
 
Консультации. Консультирование учащихся по решению проблемных вопросов и защите проектов; решение задач, которые вызвали затруднение у учащихся; консультирование по подготовке к олимпиадам и научно-практическим конференциям; консультирование по плану для стенгазет. Разработанная мной методика способствует получению высоких результатов.
 
2004-2005 Мастеров Павел 10В Игнатьев Иван 9В2 место 3 место
2005-2006 Мастеров Павел 11В Игнатьев Иван 10В Андреев Андрей 10 В2 место 3 место Золотая медаль
2006-2007 Игнатьев Иван 11 В2 место
2007-2008 Шульпин Никита 9 В3 место
2008-2009 Казаков Кирилл3 место
2009-2010 Казаков Кирилл3 место

Спасибо за внимание.
Категория: Мои статьи | Добавил: gggg (29.06.2010)
Просмотров: 3318 | Рейтинг: 0.0/0
Наш опрос
На уроках химии я бы хотел(а) больше
Всего ответов: 395
Поиск

Copyright MyCorp © 2024